ОРЕСТ

Сын Агамемнона и Клитемнестры. В отместку за вероломное убийство своего отца Орест убил любовника своей матери Эгисфа. Гомер не говорит прямо, что Орест расправился и со своей матерью, однако это подразумевает. Гомер не сообщает никаких подробностей об Оресте – просто он говорит, что Эгисф правил на Аргосе семь лет, пока его не убил Орест, так что, по-видимому, греческие драматурги, создавая трагедии на тему предания об Оресте, следовали не Гомеру, а Стесихору – автору утерянной «Орестеи». В своей трилогии «Орестея» Эсхил специально акцентирует тему вины Ореста и преследующего его в виде Эриний или Фурий. Преследуемый богинями мщения, Орест оказывается в Дельфах, где оракул сообщает ему, что он должен вернуться в Афины. В Афинах Ореста привлекают к суду, но ареопаг благодаря заступничеству самой Афины его оправдывает. По словам Павсания, он своими глазами видел алтарь, на который возвели Ореста в знак его невиновности. В «Оресте» Эсхила на сцене появляется сама Афина и успокаивает Эриний, сводя их в Подземное царство, после чего злые Эринии становятся благими Эвменидами – справедливость олимпийских богов побеждает обычай кровной мести, заведенный древними хтоническими божествами. В трагедиях Софокла Еврипида Фурии представляют собой лишь плод болезненной фантазии Ореста, и драматургов интересует прежде всего разница характеров Ореста и его сестры Электры. Согласно Еврипиду, для того чтобы избавиться от мук совести, Оресту было необходимо перевезти в Грецию из Тавриды статую Артемиды. Культ этой статуи существовал в Аттике, однако Павсанию ее показывали в Спарте. Кроме того, Павсаний видел в Спарте могилу Ореста, прах которого был перевезен туда по требованию оракула в середине 6 в. до н. э. И у Софокла, и у Еврипида Орест показан слабохарактерным человеком, находящимся под влиянием Электры, – так же его обычно трактуют и в современных вариантах этой драмы.

Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии 

ОРИОН →← ОРБИЛИЙ

T: 0.085096882 M: 3 D: 3